Здесь будут размещены ответы на наиболее распространенные и часто задаваемые вопросы.
г. Краснодар , Красная -118 , офис 204 Тел./факс: 255-93-42 , 8-918-465-74-50 E - mail : uac @ list . ru;
О кимпании ООО "южная аналитическая компания"

Аудит муниципальных унитарных предприятий : проблемы и перспективы

В аудиторской практике, в соответствии с действующим законодательством, имеет место понятие обязательного аудита. В частности, обязательный аудит проводится в случаях, если:
- организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества. (Согласно п.3 ст.88 Закона N 208-ФЗ перед опубликованием обществом годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности общество обязано привлечь для ежегодной проверки и подтверждения годовой финансовой отчетности аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его акционерами)
- организация является кредитной организацией , страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц
- объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз МРОТ
- организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности по объему выручки от реализации продукции или по сумме активов баланса превышают установленный законодательством об аудите предел. При этом для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены.

Для полного рассмотрения вопроса обязательного аудита муниципальных унитарных предприятий обратим внимание, что в соответствии с главой IV, ст. 26 Федерального Закона Российской Федерации «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14.11.2002г. (с учетом изменений и дополнений):
1. Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.
2. Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
3. Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Резерв расширения рынка аудиторских услуг содержится в пп.4 п.1 ст.7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». Он определяет, что для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели, при достижении которых они должны проводить обязательный аудит, могут быть ниже указанных в пп.3 п.1 ст.7 этого Закона. Дело в том, что эти предприятия, как правило, небольшие, но их много и они играют важнейшую роль в формировании муниципальных бюджетов.
Собственник имущества унитарного предприятия может определить иные случаи, когда бухгалтерская отчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором (ст.26 Федерального закона от 14.11.2002г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Решение вопроса о проведении аудиторских проверок, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг находится в компетенции собственника имущества унитарного предприятия.

Некоторое время назад аудиторские фирмы для проведения аудиторской проверки муниципальных унитарных предприятий были обязаны пройти конкурсный отбор и войти в утвержденный перечень аудиторских фирм , имеющих право на проведение данных аудиторских проверок.
Такие конкурсные отборы проводились под контролем органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления и профессионального аудиторского объединения (аудиторской палаты).

Сейчас же, в соответствии с главой IV, ст. 20 , п. 1, пп. 16 Федерального Закона Российской Федерации «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14 ноября 2002 года (с изменениями и дополнениями), собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и согласовывает размер оплаты его услуг.
То есть данный собственник в праве самостоятельно рассмотреть все поступившие предложения от аудиторских фирм (имеющих лицензию на осуществление аудиторской деятельности и состоящих в профессиональном аудиторском объединении (аудиторской палате)) на проведение аудиторской проверки, утвердить выбранную аудиторскую фирму с последующим заключением с ней договора на оговоренных условиях.
Стоимость аудиторских проверок зависит от количества трудозатрат аудитора, определяется на основании проведенной аудитором предварительной экспертизы и складывается исходя из таких показателей как:
1. количество лет проверки,
2. количество документооборота,
3. сложность проверки (наличие усложняющих факторов),
4. состояние учета,
5. удельный вес ошибок,
6. платежеспособности организации,
7. иных показателей.

В отличие от аудита предприятий коммерческой направленности (ОАО, ЗАО, ООО, с/х кооперативов и др.), аудит муниципальных унитарных предприятий на практике имеет существенные отличительные особенности. Так муниципальные унитарные предприятия могут осуществлять в том числе деятельность не приносящую дохода либо не покрывающую все систематические затраты, но являющуюся жизненно необходимой для населения и организаций. Примером могут служить МУПы целью которых не является постоянное извлечение прибыли (Например: справочная телефонная служба 09 и другие). Для такого рода муниципальных унитарных предприятий органы местного самоуправления могут выделять им денежные средства для осуществления ими указанной деятельности. Такое выделение денежных средств муниципальным унитарным предприятиям является для них целевым финансированием.

В соответствии с вышеизложенным, аудит муниципальных унитарных предприятий в отличие от аудита обычных предприятий также необходим и для подтверждения целевого использования денежных средств выделенных муниципальным унитарным предприятиям на определенные цели. Следовательно, проведение аудиторской проверки муниципальных унитарных предприятий усложняется дополнительным перечнем задач, учитываемых аудитором при составлении плана проверки и программы проверки.

Однако, одной из типичных проблем встречаемых при проведении аудиторской проверки муниципальных унитарных предприятий является несоответствие между фактически производимыми аудиторами трудозатратами и ограниченной возможностью оплаты за аудиторскую проверку со стороны муниципальных унитарных предприятий, так как на практике целевое финансирование выделяемых денежных средств редко предусматривает данную статью расходов в необходимом объеме. Поэтому некоторые муниципальные унитарные предприятия в данных ситуациях ищут всяческие способы уклонения от проведения обязательной аудиторской проверки.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите определена следующим образом:
1. Аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению, влекут взыскание штрафа с организации и индивидуального предпринимателя в размере от 500 до 1000 МРОТ.
3. Взыскание предусмотренных штрафов производится в судебном порядке на основании постановления уполномоченного федерального органа о привлечении к ответственности за указанные правонарушения.

На наш взгляд одним из возможных выходов из данной ситуации может являться заключение договоров с аудиторскими фирмами на абонементное (поквартальное) аудиторское обслуживание, что облегчит муниципальным унитарным предприятиям порядок расчета с аудиторскими фирмами (в размере 25% от суммы договора в квартал) и обеспечит полное информационное сопровождение предприятия на протяжение всего года.

Несмотря на всевозможные встречаемые трудности и сложившиеся обстоятельства, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также профессиональные аудиторские объединения (аудиторские палаты) и аудиторские фирмы оказывают посильное всестороннее участие в совершенствовании аудита муниципальных унитарных предприятий, оказывают влияние на чистоту и прозрачность финансовых, экономических, бухгалтерских и налоговых аспектов, а также на перспективное планирование, поиск оптимальных решений текущих вопросов, порядок осуществления контрольных функций по части использования целевого финансирования и анализ поиска резервов на дальнейшее развитие деятельности муниципальных унитарных предприятий.
(Данный материал впервые был опубликован при Кубанской палате аудиторов в сентябре 2004 г.)
 


о фирме юэко юакаудитфин анализконсультацииправоуслугиконтакты